взлом

Литературный журнал Микролiтъ

Антихайку


Иван Кротов


Антихайку
(заметки о поиске неуловимого)

Оглавление:
  1. Позитроника
  2. Шёпот кармы
  3. Портрет невидимки
  4. Пышные формы
  5. Страна фантазия
  6. Охотники за синей птицей


Позитроника

Чем выше предмет, тем больше отбрасываемая им тень. Чем значительнее идея, тем сильнее она трансформируется после многократного повторения. Недаром же говорят, что единожды возникнув, вечный город/Амбер породил миллионы отражений лишь отдалённо похожих на него.

Как бы мы не стремились душой к неразделённому миру, но живём-то в двойственном, где каждому явлению есть свой дихотомический партнёр: ночи — день, теплу — холод; и, если мы видим инь, то где-то неизбежно находится ян. Там, в глубинах антимира, взамен нашей электроники применяется позитроника. И, если существует феномен хайку, оставивший за последние десятилетия значительный след почти во всех литературах мира, то с неизбежностью существования античастиц и антитез, где-то до поры скрыта идея антихайку. Стихотворной формы, удивительно похожей и отличной от своего двойника, формы, которая не противостоит классическому хайку, но составляет с ним взаимодополняющую пару.

Многие пытливые умы пытались изловить эту неуловимую частицу или хотя бы приблизиться к её пониманию, вызывая на себя гнев ортодоксов. Но, как и в случае с клонированием, никакой гнев осторожных не способен остудить творческого зуда упрямых и любопытных. В конце концов, всё, что сегодня имеет наша цивилизация — начиная с огня и заканчивая космическими зондами, — лишь результат их неистребимого любопытства.



Шёпот кармы

Сегодня может показаться, что традиционные темы хайку давно исчерпаны, и многие любители трёхстиший занимаются тиражированием старых образцов. Причём, ряд ограничений создан искусственно и даже не японцами, о чём свидетельствует, например, исследование Харуо Сиране. Конечно, это радикальное мнение, скорее всего далекое от реальности — жанр хайку обладает невероятной приспособляемостью, однако стремление найти его таинственную «античастицу» почти неосознанно заставляет многих наших современников тронуться в путь, даже с завязанными глазамипо шаткой доске. Появляются новые жанры, такие как «фристайл», «японский сонет».

Но жизнь не стоит на месте. Наше время несравнимо с эпохой Басё. Новые темы настоятельно просят своего воплощения. Например, космос: то, что ещё сто лет назад было почти абстракцией, мечтой, сейчас стало реальностью и обыденностью. В тридцатые годы прошлого века в Японии большой переполох вызвало упоминание в хайку паровоза. В наши дни такое же неприятие у многих «знатоков» вызывает упоминание, скажем, марсохода. Но ведь это реальность нашего времени! И кто знает, может завтра обыденностью станет то, что сегодня кажется абсурдным. Новые литературные жанры позволяют человечеству психологически подготовиться к грядущим изменениям.


бодаются
упёртые тролли
первый снежок


Портрет невидимки

Позволим себе на минуту представить, что мы поймали нечто, похожее на искомую античастицу. И вот что мы видим: пишется в три строки и две смысловые части; первая и третья строки должны иметь равную длину: 4-5-6 слогов; вторая строка не должна быть равной им, но может быть короче первой-третьей (т.н. «вогнутое» антихайку). Пишется со строчных букв, с минимумом знаков препинания. Как и в хайку, нежелательно писать от первого лица, пользоваться подпорками «как», «вроде» и т. д. Но, если хайку — это моментальная фотография, то антихайку — скорее негатив, зачастую очень причудливый.

Возможен аналог сезонного слова - вводная, которая представляет описываемый мир. Например: «Зазеркалье», «пески Марса», «СССР», наконец…


пески Марса
«я — Земля!» — охрипший
кричит радист


Пышные формы

В антихайку допускается широкое использование метафор, внутренняя рифма, звукопись, смещение строк. Оно может быть нарочито грубоватым. Легко комплектуется в целостные циклы, не чурается олицетворения и может нести форму личного взгляда, что нежелательно для хайку. Допускается, как приём, утверждение от обратного:


кто не приходит
в эти тихие земли?
мир Зазеркалья…


«все — одинаковы!» —
буркнул будда под дубом
едва продрав глаза


Для тех, кто помнит эту легенду, известно, что испытав просветление, Гаутама воскликнул: «да ведь они все будды!» Здесь говорится о том же, хотя и в парадоксальной форме. Вообще, важнее что сказано, чем как.

Парадокс часто становится одной из главных форм бытования антихайку:


временная петля
собственную голову
держит в руках ниндзя


Пожалуй, главным приёмом построения хайку служит принцип неполноты — недосказанности, когда то, что подразумевается, больше сказанного. Соответственно — по принципу негатива — одним из приёмов антихайку становится использование принципа полноты. Главным образом эта полнота предстаёт в описании несуществующего мира/ситуации, когда несколькими штрихами рисуется убедительная картина несуществующего. E=mc2 — и вселенная описана подробным образом. Условия заданы, и наше воображение способно проделать всю остальную работу.


жара — сто градусов!
К обеду ломаешь корочку
на лужах с тонким льдом


чёрное солнце
бесхозные утюги
плывут над домом


Законы абсурдного мира обрисованы, простор для фантазии открыт.


Страна фантазия

Наша эпоха, и наша страна в частности, демонстрируют удивительный рост влияния жанра фэнтези. Хорошо это или плохо, но факт остаётся фактом. Вот и антихайку движется в русле этой тенденции. В смысловом плане оно обращено, в отличие от своего оппонента, к несуществующим, абсурдным и фэнтезийным мирам, другим временам или откровенно отдалённым странам. В отличие от хайку может нести негативный или пародийный посыл, политическое или философское утверждение.

Хотя фэнтези — в том или ином виде — существовало всегда: и в эпоху пещерных людей и в эпоху Басё. Другое дело, что прежде оно служило элементом описания мира, а в наше просвещённое время стало объектом литературного поиска, служащим в основном для развлечения читателя.


вокруг заставы
частокол с черепами
цветёт алыча

<
Охотники за синей птицей

Одним из искателей нетрадиционных путей оказался краснодарский писатель Игорь Васильев, подобно Архимеду выбежавший из бани с криком: «Нашёл!» Я попытался придать его восторженному порыву черты упорядоченности, которые и предлагаю вашему вниманию, использовав для примера собственные опыты с антихайку. Когда-то давно, снедаемый жаждой новаторства, я написал большую подборку трёхстиший фэнтезийного и абсурдного характера. Что-то вроде:


тёмная тушь ночи
освещает путь ведьмы
зелёный огонёк


Потом благополучно забыл в ящике стола, где они пролежали двадцать лет, пока Васильев не выкрикнул загадочное: «антихайку»… И тогда всё встало на свои места.


Вот такие беглые заметки по-поводу поиска таинственной частицы — антихайку, которая возможно и называется иначе, и выглядит совсем не так, но это уже другой вопрос. Свою задачу я вижу лишь в том, чтобы обозначить направление поиска. Возможно, вам повезёт в этом больше!


Нравится


Статья Ивана Кротова впервые опубликована журналом «Микролiтъ» (Print), ISSN 2308-0744, в четвёртом номере журнала.
Копирование текста разрешается только со ссылкой на первоисточник.




Дружественные проекты

Клуб любителей фантастики и фэнтези "КЛЮФФ"

КЛЮФФ Вконтакте

Орден анонимных литераторов

Язык Arahau и журнал Asa

Литературное объединение «Интенция»


Новости журнала, свежие выпуски и много интересного в наших сообществах в соц.сетях - присоединяйтесь!

Мы на Facebook
Приглашайте друзей!