Феноменология аутентичности фантастики
Исторический путь фантастики берёт своё начало в её первом рождении из лепестков лотоса, в которых покоился Ра, в агиографическом эпосе об Одине в его добыче рун и в Тридесятом Царстве. Мифологемность мышления и архетипность, нашедшие отражение в фольклоре уже сама по себе стала феноменом в рассудочной деятельности и жизненном, бытовом укладе человека, погружая его в мир фантастики, где фантастика есть «первое порождение реализма» 1, в котором она как особый вид художественного творчества выделяет от практических задач диалектики мифа 2 в осмыслении действительности по мере отдаления фольклорных форм. Этот период жанрового становления фантастики можно увидеть на примере «Одиссеи» и «Илиады» Гомера в форме утопии и фантастического путешествия. Эффект фантастики уже как стилистический приём, созданный столкновением мимезиса с мифом, в своих комедиях приводит Аристофан 3. Также в архаичной фантастике уже прослеживается композиция вставленных новелл, восходящих к фольклорным источникам, и гротескный эксцентризм 4, как архетип утопии. Изобилует фантастикой в её дальнейшем классическом средневековом значении древнехристианский роман «Климентины», также Бхагаватгита и Старшая Эдда, единя в себе новелльные конструкции утопии и антиутопии в поэтической форме, где уже прослеживается тенденция к сюжетному и форменному минимализму фантастики, т.к. каждая глава является самоцельной литературной и логической композицией, эпическим повествованием, утверждающим единичный, монадный, аспект всего учения памятника.
В продолжение дефиниции векторный луч развития фантастики не перестаёт быть феноменальным и не поддаётся в своей интенции какой-либо классификации, либо разграничению. Многие деятели и исследователи литературы и искусства выносят фантастику в над-жанровое состояние, понимая саму фантастику как мегажанр. Эти проблемы феноменологии и типологии фантастики были рассмотрены на Всероссийской научной конференции «Фантастика и современное мифотворчество».
Сопутствуя Цивилизации антропоса в её нелёгком историческом пути, фантастика в разнообразии своих форм восходила per aspera ad astra: от догалахических этно-социальных смешений верований, варварских сожжений библиотек, через кровавые руки Святой Инквизиции до SPAM’а нынешнего информационного общества. В этом историческом пути фантастика обрела нарративный характер, сохраняя свою аутентичность, как культурно-исторический контекст социума.
Однажды мне встретилось высказывание, что дорога цивилизации вымощена консервными банками. Именно с оглядкой на этот пройденный путь в стремлении к будущему появился в мировой культуре авангард. Этот термин в его фигуральном значении использовался в работах французских социалистических утопистов, крестивших нарративную фантастику огнём Французской революции; изначально как революционную метафору авангарда, а после и вовсе утверждая фантастику утопичной и антиутопичной мысли, парадоксально сближая искусство художника 5 с политическим авангардом как революционной идеей. Именно эти три 6 тенденции сохранил жанр фантастики в своей интенции по стреле времени, обогатившись приёмами и стилистикой авангардной исторической вехи. Но сама фантастика со своей канонической традицией мысли и аутентичностью не стала авангардом и преодолела его пределы в то время как другие формы мысли и жанровые конструкции оказались запертыми в феномене авангарда и не смогли идти в ногу со временем 7 — от модерна к пост-модернистскому духу мира.
В век двух Мировых войн и политического конформизма с гегемонистской подспудной реинтеграцией, с НТР и формацией информационного абстрактного мышления с их семиотической и семантической концепцией парадигмы пост-модернистского устоя общества с его философией ремесло искусства становится индустрией знаковой области социального воззрения напрямую что-либо собой обозначающее (окна «РОСТ’а», агитационные плакаты, девизы, слоганы и анекдоты как новые минималистические формы литературы). Поприщем выразительного искусства становится знак. Сталкиваясь с консумеризмом пост-псевдогуманизма и капиталистического глобализационного конформизма, что началось в 20е-30е годы прошлого века. В эту историческую веху антропоса и культуры произошел апогей жанра новеллы как таковой и развитие газетной печати и периодической литературы, основным критерием информации в которых была компактность; далее в становлении собственно философии пост-модернизма фантастика обретает повседневные формы 8, дух пост-модерна показал миру своё лицо в икономии минимализма, где речь переводится в знаки, изображение — в слайд, текст — в код, информация — в bit. Тенденция минимализма стала проявляться, как говорилось раньше, еще в авангарде, в модерне и символизме — в техниках перехода к формам новых выражений мысли и творческих воззрений — очеркам и эссеистике, например, эссе в творчестве Ж.Дельвиля 9, очерки Н.Бердяева 10, В.Лосского 11, А.Дугина 12.
Фантастика, обращаясь к малым формам, подтверждает свою присущесть даже миру, наполненному духом пост-модерна, симулякров и SPAM’а, отнюдь, не в ущерб себе — минимализм фантастики приводит её к компактности, строгости содержания и быстроте «усвоения» информации антропосом-потребителем идеи и сюжета, утверждая в этом свою аллегорию реальности и мейнстрима в их гротескном эксцентризме, присущем фантастике изначально в истоках архаичной комедии и утопии.
Минимализм фантастики и минимал-арт предстают перед миром уже в 30х-60х годах XX столетия в водевильных композициях, как упоминалось мною ранее, в их печатных изданиях и формах циклизированной литературы, достигшей своей вершины в феномене жанра комикса. В этом феномене фантастика обретает второе рождение, возвращая миру героизм, актуальный для него как никогда за последний век, ввиду осознания пост-модернистского общества его асимволичности, её знаковой, битно-разрядной структуре онтологической повседневности и её абстрактного экспрессионизма. Таким образом, неоренессансная пост-фантастика малых форм даёт миру героев, которые показывают миру путь спасения от него же самого в физическом и метафизическом аспектах Бытия.
В качестве выдающегося примера неоренессансной пост-фантастики малых форм в искусстве и культуре мирового масштаба можно привести работу О.Хаксли «О дивный новый мир» с его последующей философской концепцией «Возвращение в дивный новый мир», Дж.Оруэлл с фантастическим романом-новеллой «1984», серия графических новелл «Трансметрополитен» Уоррена Элиса и других выдающихся авторов.
Твитнуть | Нравится |
Копирование текста разрешается только со ссылкой на первоисточник.
Дружественные проекты
Новости журнала, свежие выпуски и много интересного в наших сообществах в соц.сетях - присоединяйтесь!
Мы на Facebook
Приглашайте друзей!